Главная  »  Инновации

Инновации

Из опыта работы педагогов школы - интерната III - IV видов г.Липецка.

Пронина Н.В. - "Духовно-нравственное воспитание учащихся со зрительной депривацией" (доклад):   Загрузить

 

Кропотова В.Ф. - "Формирование гуманитарной культуры как средство коррекции познавательной деятельности учащихся " (доклад):   Загрузить

Данилова С.Н. - "Народные праздники как один из источников развития духовно-нравственного потенциала личности (из опыта работы)" (доклад):   Загрузить 

Взаимодействие семьи и школы. 

 

Веретенникова С.Н. - "Проблемы воспитания ребенка в семье" (доклад):   Загрузить

Кузнецова Т.П. Каретникова О.П. - "Новые формы работы по воспитанию будущей семьи" (конспект внеклассного мероприятия):   Загрузить

Данилова С.Н. - "Исцеление природой, как форма семейного воспитания ребенка с проблемами в развитии" (доклад):   Загрузить

Ефимова Е.В. - "Воспитать семьянина" (доклад):   Загрузить

Лукьянова В.И. - "Формирование базовой культуры личности в условиях семьи. Семейные традиции и опыт семейного воспитания" (доклад):   Загрузить

Дугина Т.И. - "Роль семьи в развитии слепого ребёнка дошкольного возраста" (статья):   Загрузить

 

 Из опыта работы педагогов школы - интерната III-IV  видов г.Избербаша

 

   Ибрагимова З.К. ( воспитатель 6б кл)

Слайд. Этнопсихологические тренинги общения в воспитательном процессе через дискуссии.

Слайд. Цель: Научить грамотно дискутировать.

Слайд. Задачи:

— Выявить отличительные черты спора и дискуссии;
— Усвоить правила ведения дискуссии;
— На практике применить правила дискуссии при обсуждении темы.

Этнопсихология — это самостоятельная, довольно молодая и одновременно сложная отрасль знаний, возникшая на стыке таких наук, как психология, социология (философия), культурология и этнология (этнография), которые в той или иной мере изучают национальные особенности психики человека и групп людей. Этнопедагогика тесно связана с этнической психологией.  Нация является высшим этапом (высшей формой) развития этнической общности.

Проблема этнопсихологического воспитания личности возникает в школьном возрасте, когда происходит формирование самосознания, включение ребенка в систему общественных отношений. Этническая осведомленность возрастает с опытом, получением новой информации и развитием интеллектуальных способностей. К старшему школьному возрасту уже достигается ясное, четкое и устойчивое ощущение своих этнических особенностей и этнической общности. Понимание этнических особенностей своего народа, интерес к ценностям других народов, помогают осознать равноправие различных культур, выработать взаимоуважительные принципы межэтнического общения и взаимоотношений, преодолеть межэтнические барьеры.

Различают семь вариантов протекания дискуссии по Андрееву:

Слайд. Эвристический подход: Одна из сторон, не настаивая на своем подходе к решению проблемы, используя методы убеждения, интуицию и здравый смысл, постепенно склоняет к своей точки зрения другого или других собеседников, участников спора.

Слайд. Логический подход: Характерны жесткий логический анализ и аргументация, благодаря чему, следуя приемам и правилам формальной логики, участники дискуссии приходят к некоторому окончательному выводу.

 

Слайд. Софический подход: Одна из сторон стремится победить своего оппонента любым, даже логически неправильным путем, используя так называемые софизмы (ложные высказывания).

 

Слайд. Авторитарный подход: Одна из сторон, опираясь на авторитеты либо используя свой авторитет, а нередко и власть, навязывает свою точку зрения другим.

 

Слайд. Критикующий подход: Одна из сторон всецело акцентирует внимание лишь на недостатках, слабых местах и позициях своих оппонентов, не хочет и не стремится увидеть позитивные элементы в противоположной точке зрения и не может предложить свое решение.

 

Слайд. Демагогический подход: Заключается в том, что одна из сторон ведет спор не ради истины, а скорее всего для того, чтобы увести дискуссию в сторону от истины, преследуя при этом свои личные, часто неизвестные участникам спора цели.

 

Слайд. Прагматический подход: Заключается в том, что одна или каждая из сторон ведет спор не только ради истины, но ради своих практических, иногда меркантильных целей, которые скрыты и не известны собеседникам.

 

Все дети в нашей школе — разные, но это не мешает им общаться и понимать друг друга. Но случается, что в общении с собеседником точки зрения детей на что-то не совпадают. Это противоречие может перерасти в спор или в дискуссию.

 

Чем отличается спор от дискуссии? Каковы их цели?

Как вы знаете, спор принципиально отличается от дискуссии. Во-первых, целями. В споре цель — доказать правоту, в дискуссии — найти истину, решение задачи, выход из ситуации.

Во-вторых, спор направлен на результат, дискуссия — это процесс. Он может быть длительным и изменяющимся. Под влиянием новой информации, аргументов обеих сторон меняется ход обсуждения и даже его предмет. В-третьих, предмет спора обычно конкретный и незначительный, дискуссия же возникает вокруг чего-то глобального и важного. Одним словом, если обсуждение вопроса плавно перетекает в дискуссию, то, во избежание превращения ее в безрезультатный спор, непосредственно в 6б,  Я направляла ребят  придерживаться следующих правил: Слад.

 

·         Всегда помнить о цели дискуссии — найти истину, решение, выход.

·         С уважением относиться к мнению другого человека.

·         Любое высказываемое мнение должно быть аргументировано.

·         Придерживаться дружелюбного тона.

·         Не спорить ради спора! 

·         В дискуссии могут участвовать только те, кто открыт для другой точки зрения и терпим к иному мнению.

 

Практическая часть в 6б. Слайд. В своем выборе с вопросом, я руководствовалась учетом интересов ребят, стараясь, чтобы процесс дискуссии, мог бы быть интересным, спорным, неоднозначным, — т. е. вопрос мог бы стать предметом обсуждения-дискуссии, тем самым пробывая тренировать, грамотно дискутировать. Ученики садятся в круг. Зачитывается вопрос, и  класс  непроизвольно разбивается  на 2 группы. Каждая группа становилась сторонниками одной точки зрения.

 

Первый вопрос.

– Как, по-вашему, когда же все-таки лучше делать уроки – сразу после уроков  или нужно “дать мозгу отдохнуть”?

Ответы детей: Сразу после школы делать уроки, конечно же, не стоит. Нужно начинать делать уроки с менее трудных, можно с устных предметов, постепенно переходя к более сложным заданиям. Если заданы уроки по устным предметам, их нужно делать с вечера, чтобы с утра повторить выученное “на свежую голову”. Так ответило 3 детей. А 3 считают лучше сразу выполнить уроки и гулять.

Можно дать понять детям, что они не правы, и взглядом, и интонацией или жестом не менее красноречиво, чем словами, но если сказать ребенку, что он не прав, то можно ли заставить его тем самым согласиться со мной? Никогда, потому что тогда Я нанесу прямой удар по его интеллекту, по его здравому смыслу, по его самолюбию и чувству собственного достоинства. И это конечно  вызовет у него лишь желание нанести ответный удар, а вовсе не изменить свое мнение. Никогда не стоит в диалоге употреблять такие словосочетания как:

Я Вам докажу _____________________

Это плохо_________________________

Я умнее Вас. _______________________

Я собираюсь кое-что Вам сказать и заставить изменить свое мнение. _____

Это вызов. Это вызовет у моего собеседника внутреннее сопротивление. Переубедить детей трудно, даже при самых благоприятных условиях. Так зачем же создавать себе излишние трудности? Зачем ставить себя в невыгодное положение? Если Я намерена что-то доказать, пусть об этом никто не знает.

В мире существует только один способ одержать верх в споре - это уклониться от него. По-моему, это просто замечательный совет, которому лично Я  стараюсь все время следовать. 

 

 

Второй вопрос.

 Где лучше жить: в Дагестане или в России?

Вот как ответил ученик Омаров Мухаммед Слайд.  – «У каждого человека есть родина. Для меня  это Дагестан. Прежде всего, это место, где я родился, Слайд.  Это мои родители, сестры, племянники, дяди - их у меня четверо, тети - их у меня десять, двор - где  я провожу счастливое детство, друзья -  с кем я играю, учусь. И еще такой природы, как у нас, нет ни у одного народа».

Ответ Гаджиева Магомедхабиба – На летних каникулах, я с папой летал на самолете в Москву. Мне так хотелось увидеть Красную площадь, Кремль, походить по Арбату. Слайд. Ездили мы с ним и в Санкт-Петербург – очень красивый город – парки аттракционов, очень много фонтанов, мне довелось увидеть знаменитые белые ночи.  Слайд. Мне очень понравилось в России.

 

Конечно Красная площадь, Кремль  - это исключительное место в столице, и я думаю, что нет никого, кому бы это не нравилось. Но не всем думаю понравится Москва, с ее постоянными дорожными пробками, огромными толпами народа и ее суетливым и шумным ритмом жизни.

 

Третий вопрос.

 Правильно ли воспитывают вас ваши родители, и как вы будите воспитывать собственных детей?

Ответ Магомедовой Миседу - Слайд. Мама у меня умная, трудолюбивая, заботливая. Именно благодаря ее усилиям в нашем доме всегда чисто и уютно. Приятно просыпаться утром, когда мама будит меня, ласково поглаживая по голове.

Ответ Маммаева Анзура - Слайд. Я люблю своих родителей за то, что они дали мне жизнь, родили меня. Папа у меня большой и сильный, он много работает, во всем мне помогает, и я ему помогаю: дрова колю, мотоцикл ремонтирую.

Одним словом все дети ответили однозначно, но каждый по своему – Родители воспитывают, правильно и своих детей будут воспитывать как они.

 

Четвертый вопрос.

Когда жизнь была лучше: раньше или сейчас?

Вас сейчас удивит ответ моего ученика, долго не думая Мамаев Анзур выкрикнул: Сейчас -  потому, что раньше не было посаженной приоры. Слад.

В дискуссии необходимо уважительное отношение к чужому мнению, даже если оно на первый взгляд кажется абсурдным. Главное, чтобы участники дискуссии имели хотя бы желание говорить свое мнение, выдвигать свою точку зрения, иначе, дискуссии не будет вообще, превратится в сопоставление частичных мнений.

Следующие варианты ответов детей – компьютер.

Каждая сторона должна понять, каковы интересы другой, обе они могут совместно выдвинуть варианты, являющиеся, взаимовыгодными и с помощью объективных критериев стремится к соглашению или согласованию противоположных интересов. В частности в воспитательном процессе делать это нужно настолько тонко, настолько искусно, чтобы никто этого и не почувствовал. Слад. Для представления о детстве их родителей, я составила для своих воспитанников слайды «Игры нашего детства». Мне хотелось донести до них, как мы жили счастливо и беззаботно и без компьютера. Слад. Дети, увидев игры-картинки,  начали задумываться, сопоставлять игры, размышлять, т.о. не настаивая на своем, а используя методы убеждения и здравый смысл, Я постепенно склонила своих воспитанников принять и согласиться с тем, что детство их родителей было интересным, забавным, любопытным, где-то познавательным и достойным внимания.

Вы никогда не попадете в неприятное положение, признавшись, что можете ошибаться. Так можно положить конец спору. Когда мы не правы, мы можем признаться в этом детям и даже гордиться своей откровенностью и широтой взглядов. Иными словами, не спорьте со своим воспитанниками, не говорите ему, что он не прав, не вынуждайте его волновать себя, а будьте немного дипломатом. Проявляйте уважение к мнению вашего воспитанника.

 

Пятый вопрос.

Нравиться вам меню в нашей школьной столовой? Какие блюда любите больше всего? Слайд.

 

Дагестан – эта многонациональная республика, в которой проживают десятки этнических групп.

 

Ребенок в школе проводит основную часть дня. В нашей школе в настоящее время уделяется большое внимание организации правильного питания школьника. Все со мной согласятся, что у нас в школе прекрасно готовят. Школьная еда это здоровое и правильное питание - суп, салаты, каши, борщ, макароны с котлетой и т.д.. Заходя в столовую, дети с любопытством рассматривают, что же им приготовили на обед или на ужин и как я заметила  с восторгом, реагируют на дагестанскую кухню, например  Слайд,  когда на обед чуду, фасолевый суп  или хинкал.

 

 Блюда, бытующие в каждом отдельно взятом районе Дагестана, несут на себе особый колорит. К примеру, в каждом национальном районе готовят хинкал, но каждый народ готовит его по- своему.  Есть такое выражение, ставшее уже крылатым – «О вкусах не спорят». 

 

В ходе проведенных дискуссий на различные вопросы, можно сделать следующие ответы:

В одном случае этническая психология рассматривается «как производное от культуры, и даже часть культуры». Соответственно изучение этнопсихологии непосредственно с детьми, определяется как задача более этнографическая, нежели психологическая.  С другой стороны, у отдельных участников дискуссии признается также наличие так называемых значений — «Знания», «Умения», «Навыки»,  «Нормы поведения».  

 

Хочется отметить, что дискуссионные формы, в частности в своих дискуссиях я использовала – Эвристические и Логические подходы  проведения воспитательских часов, развивают у учащихся умение грамотно и аргументировано отстаивать свою позицию, учат слушать и понимать речь других участников спора, критически оценивать мнения оппонентов, т.е. формируют коммуникативную компетентность.  Умение вести дискуссию, ребенок переносит в учебу, в общение со сверстниками и взрослыми, и это позволяет ему быть успешным не только в школе, но и в жизни.

Рассматривая национальный характер, я принимала – те или иные психологические особенности, отличающие один народ от другого, который позволил мне четко руководствоваться некоторыми принципами.

Во-первых, представляется совершенно очевидным, что характер этноса – не сумма характеров отдельных его представителей, а фиксация типических черт, которые присутствуют в разной степени и в разных сочетаниях у разных народов. Чтобы понять характер народа, нужно изучать прежде всего его историю, культуру. На протяжение всей истории каждый народ создаёт определённые нормы поведения людей, имеющие практическую потребность, вытекающую из характера и своеобразия условий жизни народа. Эти нормы поведения людей, передаваясь из поколения в поколение, со временем становятся обычаями и традициями.

Во-вторых, недопустимо рассматривать какие-либо черты достоянием только одно народа.  Уникальны не черты и не их сумма.

 

В современной системе образования и воспитания необходим учет этнопсихологического фактора,  в воспитательном процессе. Уважаемые коллеги, в завершении своего выступления, хочется отметить, что образовательная среда должна содействовать тому, чтобы обучаемый, с одной стороны, осознал свои этнические корни и тем самым мог определить свое место в мире, с другой – воспитывать толерантное отношение к другим этнокультурам. Одним из условий такого развития является этнопсихологические дискуссии, как средство психологической подготовки личности к позитивным межэтническим контактам.

Воспитание через игру:

Султанбекова.Н.М.( воспитатель 2а кл)

В последнее время проблема воспитания этики межнационального общения стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. По мнению большинства аналитиков, подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты  жизни других людей.

Нам кажется, что самый значительный акцент следует сделать на  младшем школьном  возрасте, так как именно в этот период человек обретает пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире. Мышление ребенка еще впитывает в себя все с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов из нее. В этом возрасте формируется мировоззренческая картина ребенка и все, что он впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе. Актуальность нашей работы мы видим в необходимости воспитания у детей этики межнационального общения.

В результате нашей работы мы рассмотрели понятие "этика межнационального общения" в психолого педагогической   литературе, определили особенности общения детей,  выявили средства воспитания этики межнационального общения. Для проверки эффективности средств мы провели экспериментальное исследование.

Исходя из того, что объектом нашего исследования является процесс воспитания этики межнационального общения у детей, то основное внимание мы уделяем рассмотрению процессуального компонента, средствам воспитания этики межнационального общения в период  младшего школьного возраста, к которым мы отнесли:

• включение детей в специальные занятия по овладению знаниями о других нациях и народностях, традициях и обычаях людей разных национальностей;

• использование занятий с применением игры как средства воспитания толерантности;

• широкое применение методов эмоционального воздействия.

Диагностика исходного уровня этики межнационального общения детей  на констатирующем  этапе исследования показала, что дети не в полной мере знакомы с существованием множества наций и народностей, недостаточно владеют информацией в данном направление, уважение к детям другой национальности не достаточно развита.

Для этого разработан план занятий, ориентированный на формирование этики межнационального общения  детей , расширение их межкультурной  компетентности, приобретение этнокультурного опыта, навыков позитивного межэтнического взаимодействия.

Итак, на основе проведённой опытно - экспериментальной  работы по воспитанию этики межнационального общения можно сделать вывод, что игра является эффективным средством воспитания этики межнационального общения у детей младшего школьного возраста. Полученные результаты подтвердили гипотезу нашего исследования.

В результате нашего  эксперимента мы также пришли к следующим выводам, что воспитание этики межнационального общения у детей  младшего школьного  возраста - актуальная задача наших дней.

Итак, воспитание этики межнационального общения у детей  младшего школьного возраста, невозможно без создания атмосферы доброжелательности, радости совместной деятельности, доброты и симпатии, интереса друг к другу. Именно в таких условиях жизнь детей в группах строится на принципах уважения, обогащается опыт общения с людьми разных национальностей.

Воспитание этики межнационального общения у детей а возможно посредством различных средств. К средствам воспитания толерантности можно отнести национальные куклы.

Рассмотрим одно из средств воспитания этики межнационального общения более подробно.

Для ознакомления детей с культурой разных народов, населяющими нашу страну, педагоги в основном используют иллюстрации, чтение рассказов, просмотр диафильмов, пляски в национальных костюмах, но этого не достаточно, не хватает соответствующей игрушке,  в первую очередь национальной куклы. Воспитанию этики межнационального общения способствует национальная кукла. Ее ценность заключается в том, что с ее помощью можно в доступной форме ознакомить детей с бытом народов, природными особенностями национальных республик, пробудить в детских сердцах искреннюю дружбу и любовь к людям всех национальностей. Естественно, что к национальной кукле предъявляются высокие требования:

1. В ее облике должны быть представлены черты, свойственные представителям определенной национальности; (слайд №1).

2. Выражение лица, одежда и другие особенности куклы должны вызывать симпатию.

(Слайд №2)

Национальная кукла служит средством эмоционального воздействия на детей, развивает их любознательность. Игры с национальной куклой воспитывают у детей чувство заботы, ласки. Это проявляется в их мимике, речи и поведении во время игр. Нередко кукол вносят в группу лишь для пополнения игрового хозяйства, часто находится в виде сувенира, служит украшением. И в связи с этим зачастую дети не знают имен этих кукол, в какие национальные костюмы они одеты, какую национальность представляют. Нельзя не согласиться с мнением, что национальная кукла становится средством национального, а значит и воспитания этики межнационального общения лишь в том случае, если она оказывается наделенной определенными чертами характера Особую симпатию дети питают к тем куклам, кто? ты? много знают, которые представляют литературных героев. Куклы несут радость детям, на наш взгляд нет ребенка, который бы равнодушно отнесся бы к кукле в национальном костюме. При знакомстве с куклой у детей возникает много вопросов: почему она так одета? Из какой республики она прибыла? Как там живут люди? На каком языке они говорят? (слайд №3).

Очень важно, чтобы каждая национальная кукла, отличалась какими - либо особенными чертами. Должен быть продуманный подход к подбору национальных кукол. Удобнее всего сгруппировать их следующим образом:

1. Куклы,  передающиеся характерные черты национальности;

2. Куклы, носящие имена полюбившихся национальных литературных героев; (слайд №4)

3. Куклы, которые своими костюмами и элементами атрибутов напоминают о труде, характере той или иной национальности. (слайд №5 все куклы вместе).

Воспитание этики межнационального общения, симпатии, дружеского отношения к другим народам происходит в процессе подвижных игр, с использование национальных атрибутов.

В педагогической литературе подчеркивается возможность воспитания у детей в игре тех или иных положительных качеств. Выготский Л.С, указывал, что в дошкольном возрасте происходит "интеллектуализация", т. е. переход от неосознанных элементарных эмоций, к осознанным и обобщенным.

В своих играх дети отражают все, что их волнует в окружающей, общественной жизни. Игра больше, чем какой-либо другой вид деятельности, дает возможность насыщать ее социальным содержанием, в связи с этим она и является важным средством воспитания. (слайд №6)

Воспитательное воздействие игры зависит от ее содержания, она может стать средством воспитания дружеских чувств к людям других национальностей лишь в том случае, когда она является средством познания, когда дети овладевают знаниями о национальностях, одновременно проявляя положительное отношение к их представителям. (слайд №7).

Игра может выступать как эмоционально-действенное средство уточнения и обогащения знаний дошкольников, как способ организации взаимоотношений между детьми в игровой деятельности.

Нельзя не согласиться с утверждениями Д.Б. Эльконина, который считал, что систематическое обогащение детей знаниями о людях разных национальностей, воспитание к ним соответствующего отношения делают игру сферой "реальных социальных отношений".

В играх особое внимание нужно обращать на детские взаимоотношения: проявление дружеского расположения, умение проявить внимание, заботу, умение считаться с интересами товарищей.

В игре дети охотно берут на себя и выполняют роль людей иных национальностей. Игра делает общение интереснее, помогает дойти до ума и сердца каждого ребенка, вызвать творческий интерес. (слайд №8).

Большое влияние на воспитание этики межнационального общения детей оказывают произведения искусства, в частности изобразительного: картины, иллюстрации.

Рассматривание иллюстраций, отражающих содержание о людях различных национальностей, развивают мышление, речь ребенка, обостряется внимание и наблюдательность, расширяется круг интересов, пробуждает творческую активность. Выразительная иллюстрация помогает понять поступки героев, вызывает интерес у детей, стремление познать другие культуры.

Игра "Сестренки".

Детям было предложено творческое задание: завершить рассказ педагога. Детям было предложено такое начало рассказа: "Однажды утром, дверь класса  открылась и вошла мама  двумя смуглыми девочками, мало похожими на тех, что сидели за партами. Одна из них тихо произнесла какие то непонятные слова (оказывается она поздоровалась  по кумыкски), другая с любопытством рассматривала детей. мама  сказала, что сестренок зовут Зуля и Ася. Недавно они приехали из Уллубий аула, и теперь будут  ходить в наш класс. А дальше вот что произошло…" "Так что же произошло потом?" Дети, придумывая концовку рассказа, прямо или косвенно проявляли уважение к ребятам другой национальности, проявляли разное отношение к детям другой национальности. Благодаря данной игре  мы выяснили общее впечатление  об отношении детей младшего школьного  возраста к сверстникам других национальностей, и об уровне сформированного межнационального общения у детей нашей группы.

 

Игра "Угости конфетой".

Для проведения  этой игры  нами заранее были подготовлены 8 картинок с изображением мальчиков и девочек разных национальностей. Сначала мы познакомили детей с ними, называя при этом имена и национальности сверстников, например: "Вот даргинские  ребята -  Патимат и Магомед, русские - Маша и Ванечка, кумыки - Гуля и Рустам,  лезгины -Исли   и  Валид. Затем было предложено рассмотреть костюмы детей разных национальностей. После небольшой паузы педагог обращался к ребенку: «Посмотри, как много вкусных конфет в вазочке, они все твои, ты можешь съесть их сам, только вот сладости любят все дети, в том числе и те, с которыми ты только что познакомился. Может, угостишь кого - ни будь? Кого ты хочешь угостить? А почему именно его (ее, их, всех)?»

Результаты введения детей в проблемную ситуацию "Угости конфетой" нами фиксировались на карточках, где был отражен характер действий ребенка (угощает; оставляет себе; угощает одной конфетой, а остальные оставляет себе; не угощает никого).

В графу "Угощает" мы вписывали имена девочек и мальчиков, изображенных на карточках. Данная диагностика позволила нам выявить, что у большинства детей нашей группы отличаются добротой, толерантностью. Однако некоторые дети оказывали предпочтение к детям тех национальностей, с которыми общаются, к которым они сами относятся. Контрольный опрос для определения уровня знаний о других нациях и народностях.

 

Беседа проводилась по следующим вопросам:

(демонстрация кукол)

1.Это красивая кукла - русская, а этот нарядно одетый мальчик - аварец. А ты кто?

2.На каком языке мы с тобой разговариваем?

3.Какие народы и национальности живут в нашей стране?

4.Как ты думаешь, чем они отличаются?

5.А что у них общего, чем они похожи друг на друга?

6.Хорошо это или плохо, что в Дагестане живут представители разных народов…? Почему ты так думаешь?

7.Какие страны ты можешь назвать? (слайд №10)

Ответы каждого ребенка фиксировались нами на отдельных карточках. У детей нашей  группы не вызвали затруднений такие вопросы как: "На каком языке мы с тобой разговариваем?". Так же без затруднения дети ответили на вопрос: "Хорошо это или плохо, что в  Дагестане  живут представители разных народов: русские, лакцы, рутульцы, аварцы даргинцы?" Однако мотивировать свой ответ они не смогли.

Наибольшие затруднения дети испытывали при ответе на вопросы: "Какие народы и национальности живут в нашей стране, чем они отличаются, а чем похожи?"

В результате проведенной работы выяснилось, что о своей этнической принадлежности знают 30% детей, о том, насколько дети, осведомлены о представителях, разнонационального окружения свидетельствуют ответы на вопрос "Какие народности национальности ты знаешь?". Полученные в ходе исследования данные также показывают, что дети знают лишь ближайшие национальные группы, но сведения о них весьма ограничены, а в процессе опроса дети, как правило, передают информацию, которую они слышат от окружающих. Отрицательное отношение к отдельным национальностям обусловлено родительским влиянием.

При анализе результатов опроса, выяснилось, что дети не в полной мере знакомы с существованием множества наций и народностей, недостаточно владеют информацией в данном направление, толерантность не достаточно развита.

Итак, определилась главная цель, которой нужно достигнуть при проведении формирующего эксперимента  - это познакомить детей с особенностями, обычаями и традициями разных национальностей, что поможет воспитанию этики межнационального общения, как одного из необходимых моральных качеств личности.

Реализация средств воспитания этики межнационального общения детей. (слайд №11).

• включение детей в специальные занятия по овладению знаниями о других нациях и народностях, традициях и обычаях людей разных национальностей;

• использование занятий с играми как средства воспитания этики межнационального общения;

• широкое применение методов эмоционального воздействия.

Учитывая тот факт, что основной путь воспитания этики межнационального общения у детей  - это приобщение детей к культуре разных народов на основе приобретения ими знаний, мы, прежде всего, в формирующей части нашего составили план работы по формированию этики межнационального общения у детей. (слайд №12).

Наиболее значимым, на наш взгляд, была игра "Народы - как одна семья, хотя язык их разный…" Игра предназначена для детей старше 6 лет.

Цель: воспитание у детей интереса и любви к культуре народов  средствами дидактической игры.

Задача: закрепить и обобщить представления детей о культуре народов.

Игра предусматривает формирование и уточнение знаний детей по следующим разделам: "Музыкальные произведения", "Национальный танец", "Народная игра", "Народный инструмент", "Национальное имя", "Особенности сельского хозяйства", "Национальный костюм".

На первых  порах допускаются подсказки детей друг другу под руководством педагога. А на основе игры может быть составлена концертная программа о культуре разных народов.

 

Игра "Путешествие по Дагестану".

Предназначена для детей  младшего школьного возрастов.

Цели: закреплять и расширять у детей представление о народах, живущих в Дагестане, их устном творчестве: сказках, загадках, песенках, пословицах и поговорках. Воспитывать любовь и уважение к другим национальностям.

Игровая задача: достичь финиша  первым.

 

Игровые занятия могут варьироваться в зависимости от поставленной  цели игры. Можно использовать следующие задания:

1. Пояснить пословицу.

2. Рассказать сказку.

3. Отгадать загадку.

4. Спеть народную песенку.

Наша работа по воспитанию этики межнационального общения в формирующем эксперименте  позволила сделать вывод, что из 12 детей 9 детей одинаково доброжелательны в своих действиях ко всем этническим группам

Итак, мы убедились, что большинство детей нашей  группы стали одинаково доброжелательны ко всем этническим группам. И только у 3 детей мы наблюдали в действиях эгоистичность, недоброжелательность, они никому не отдали свой выбор, сконцентрировавшись на себе.

Результаты данных игр позволили нам сделать вывод, что окружающие предметы, воспитывающие в ребенке чувство красоты, любознательности, должны носить черты национальной культуры, чтобы дети с раннего возраста ощущали себя частью своего народа.

Контрольный этап нашего эксперимента подтвердил выдвинутую нами гипотезу и эффективность реализованных на формирующем  этапе мероприятий по воспитанию этики межнационального общения у младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              

персональныеданные.дети

Новое

Всероссийский